Лаборатория экспериментальной эстетики
независимое исследовательское объединение
На главную
Численные исследования явлений культуры
Изучение кинорейтингов

Изучение закономерностей зрительской оценки кинофильмов в настоящее время имеет как никода благоприятную почву в виде различных кинорейтингов, распространенных в Интернете, а так же доступности огромного массива других данных, отражающих самые разнообразные стороны жизни киноискусства.

Нами проведено пилотное статистическое исследование рейтинга сайта Кинопоиск.ру в сравнении с количеством скачиваний торрентов с сайта rutracker.org, рейтингом по оценкам кинокритиков, а так же рядом других параметров. Предварительные результаты позволяют выделить группу трёх факторов, практически полностью определяющих зрительскую оценку фильма. Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в докладе, прочитанном на V Овсянниковской международной эстетической конференции «Классичность» и «современность» как факторы популярности кинофильмов.

В настоящее время разработка этого направления продолжается.
 
База киноэкранизаций

В 2016-17 гг. мы работаем также над исследованием экранизаций русской классики. Надеемся скоро представить результаты.
 
Эстетические тесты

Нами разработан ряд тестов, предоставляющих численный инструментарий для определения "эстетической меры" восприятия. Идея заключается в создании статистической модели, позволяющей оценивать меру эстетической привлекательности (в эксперименте с попарными сравнениями) как функцию некоторого управляющего параметра, которому ставится в соответствие визуальный объект.
Эксперимент был реализован в виде онлайн-тестов, в которых пользователи выбирали наиболее привлекательную из двух близких картинок. Всего в тестировании приняло участие около 700 человек.

Тесты разделены на две группы:
1) тесты на проверку основного психофизического закона (в варианте Вебера-Фехтнера и в варианте Стивенса),
2) эстетические тесты, в которых аналогичный метод был распространен на изучение пороговых явлений в актах выбора "нравится - не нравится" относительно произведений компьютерного искусства.

Результаты исследования были представлены на конференции "Научное Искусство" в апреле 2012 года в виде доклада Использование семейств визуальных объектов в эстетическом эксперименте.

Исчерпывающая информация о ходе исследования опубликована в сообществе киносеминара в живом журнале: 1, 2, 3, 4, 5.

ПС. к сожалению сейчас часть картинок, иллюстрирующих результаты тестирования утрачена из-за прекращения работы сайта киносеминара, а так же поломки компьютеров на которых производились вычисления. Мы работаем над ее восстановлением.
Тексты

1. Нестеров И. А., Алексеев А. Ю. Использование семейств визуальных объектов в эстетическом эксперименте. // Научное искусство, I международная научно-практическая конференция. Сборник тезисов. Москва, 2012.

2. Алексеев А. Ю., Нестеров И. А. «Классичность» и «современность» как факторы популярности кинофильмов. // Мат-лы V Овсянниковской международной эстетической конференции. Сборник научных докладов. Москва, 2012.
Контакты

Нестеров Иван - nia2002@yandex.ru
Алексеев Александр - alex@aeslab.ru
Елена Кузнецова- hellena.ch@mail.ru


 
Рейтинг@Mail.ru